ПОРАДИ БАТЬКАМ
Театр поучает так, как этого
не сделать толстой книге.
Вольтер.
Существует много хороших театров.
Что же показать малышу в первую очередь?… По
своему опыту могу сказать, что лучше всего первый раз повести ребенка на балет.
Но если ваш крошка уже видел “говорящие” постановки, ребенок до конца представления
будет искренне ждать, когда же Белоснежка начнет говорить. И будьте готовы к
вопросам типа: “Мама, почему они не разговаривают?”
«Нам билет в первый ряд». Многие
родители считают, что чем ближе будет ребенок сидеть к сцене, тем лучше и
покупают билеты в первом ряду. Если малыш уже был в театре, ничего плохого в
этом нет. Но если юный зритель пришел впервые, лучше взять места чуть подальше.
Потому что маленькие дети легко пугаются.
«Самостоятельно или в компании?».
... Но здесь кроется большая опасность. Если ребенок в театре весело общался с
закадычным приятелем, а в следующий раз пошел на спектакль без него, ему будет
скучно. Ведь он уже усвоил, что театр – это в первую очередь, веселая компания,
а не действие на сцене. Первый раз сходите в театр самостоятельно. А вот потом
даже желательно взять кого-нибудь с собой. В дальнейшем лучше чередовать
“индивидуальные” и “коллективные” походы в театр.
«Подарите актерам цветочек». Если
вы впервые идете в театр, возьмите с собой цветы (не обязательно целый букет,
подойдет и один цветочек). Объясните, что это подарок, и малыш сможет в конце
представления вручить его тому, кому захочет. В этот момент ребенок перестанет
быть пассивным зрителем, он превратится в активного участника действия. Но если
ребенок стеснительный и отказывается идти на сцену, не заставляйте его, не
стыдите. Ведь можно подарить цветочек и вместе.
«Рассказывать ли сюжет пьесы
заранее?». На этот вопрос очень тяжело дать однозначный ответ. Все зависит от
ребенка, от его индивидуального восприятия мира. Одним детям будет неинтересно
смотреть спектакль после маминого рассказа, другим – не понравится
представление без предварительного объяснения. Ищите свой ответ методом проб и
ошибок. В первый раз (особенно если вы идете на балет) можно рассказать малышу
о главных действующих лицах, о том где происходит действие. Наблюдайте за
малышом во время спектакля. Если вы увидите, что ему скучно, начните тихонько
на ушко комментировать происходящее на сцене.
Перед посещением балета объясните
малышу – движения тела там заменяют слова. Чтобы ребенку было понятнее,
поиграйте с ним в игру. Скажите: “Изобрази маленького мышонка” (ребенок
сожмется, он же малюсенький). “А скажи мне без слов, чтобы я замолчала” (малыш
приложит пальчик к губам). “Вот так и артисты балета изображают все без слов”.
«А мы были в театре!». Многие
родители, вернувшись с театра, тут же выспрашивают малыша: “А тебе понравилось?
А что тебе понравилось больше всего? А кто был на сцене?” В лучшем случае ваш
кроха ответит: “Ничего” (что означает: “Отстань, мама”). Намного полезнее и
правильнее занять выжидательную позицию. Пусть ребенок сам заговорит об
увиденном. Можно использовать одну особенность маленьких детей. Все знают, что
малыши интересуются взрослыми разговорами, любят играть во взрослых людей
(особенно пяти-шестилетние). Поэтому пообщайтесь с кем-нибудь из родных
“по-взрослому”, например, скажите папе или бабушке: “Мы сегодня ходили в театр.
Там одна актриса…” (и расскажите о чем-то самом ярком, запоминающемся). В конце
своего повествования невзначай поинтересуйтесь: “Правда, Женя?” Если малыш
будет слушать такие разговоры в семье с раннего детства, это поможет ему
полюбить театр.
«Очередь в буфет». Ни в первое,
ни во второе посещение театра, малыша лучше не водить в буфет. Там продаются
вкусные пирожные, много людей и такая длинная очередь, что забудешь зачем
вообще пришел в театр. Ведь вы не хотите, чтобы театр ассоциировался у ребенка
со вкусной едой. Пускай малыш усвоит, что в театр ходят ради спектакля. Со
временем, когда у ребенка сформируется верное отношение к театру, ходите на
здоровье в буфет. А пока возьмите с собой яблоко или печенье и дайте малышу в
антракте. Погуляйте по коридорам, рассмотрите фотографии на стенах, расскажите
ребенку об актерах. Но не стоит требовать от своего крохи, жующего яблоко,
мгновенного анализа увиденного. Ведь посещение театра – это не результат, а
процесс.
Первый поход в театр
Для начала определитесь – театр
для вас отдых и развлечение или же является дополнительной возможностью
воспитания. Лично я склоняюсь к тому, что театр, прежде всего, выполняет
нравственно – воспитательную функцию. Служит для культурного и морального
роста. …Любой родитель хочет дать своему ребенку то, что сам имел в детстве,
передать собственное восприятие окружающего мира. Но без определения своей
позиции, вы не сможете выстроить правильно взаимоотношения ребенка с театром.
1. Возраст. В каком возрасте
стоит впервые выходить в театр очень индивидуально. С. В. Образцов говорил, что
раньше пяти лет вести ребенка в театр – совершать против него преступление.
Стоит, однако, понимать, что сказано это было в середине прошлого века, когда
ребенок до пяти лет фактически оставался несмышленышем. Сегодня, когда дети
реально умственно и психологически развиваются значительно быстрее, этот
возраст можно скорректировать в меньшую сторону. Но не следует забывать, что
кроме возможностей ментальных, есть еще физические. Вряд ли родители хотят
вымотать своего ребенка. Поэтому возраст первого посещения театра можно
определить в пределах трех – трех с половиной лет.
Если вам так уж не терпится
вывести ребенка до трех лет, то выберите театр зверей или театрально-игровую
программу. Например, интерактивное новогоднее представление без спектакля.
Только не считайте это "первым выходом в свет". Если вы хотите, чтобы
ваш ребенок полюбил театр и с раннего возраста стал считать посещение театра
обязательным и неотъемлемым действием полноценной жизни, то подождите до трех
лет и правильно подготовьтесь.
2. Выбор театра. В любом крупном
городе, как правило, есть хотя бы 2-3 театра. Прежде всего, обратите внимание
на время, необходимое, чтобы добраться до театра. Теперь о жанровой
принадлежности. Почему то часто считается, что первый театр для посещения
должен быть кукольный. Я не могу согласиться с этим утверждением, как с
абсолютной истиной. Приглядитесь к своему ребенку. Что его больше привлекает,
какие мультфильмы он предпочитает, в какие игры, включая компьютерные, любит
играть. Кукольный театр таит в себе некоторую угрозу для психики ребенка – вдруг
увидеть двигающихся и говорящих кукол. Наиболее привлекательными мне
представляются театры, в которых идут небольшие музыкальные сказки. Ведь
музыка, особенно красивая и запоминающаяся, позволит ребенку более ярко
воспринять свой первый выход в театр. Если вы не можете выбрать посоветуйтесь
со знающими знакомыми, вкусу которых доверяете.
3. Выбор спектакля. После того,
как вы определились с театром или списком театров, внимательно изучите отзывы о
спектаклях, рекомендации критиков, анонсы и описания от самих театров. Если вы
прочитаете, что в спектакле много спецэффектов, слишком ярких красок и
подобных, казалось бы, положительных моментов, задумайтесь – как ваш ребенок
отреагирует на них, не испугается ли…
Лучше всего выбрать спокойный
непродолжительный (от 45 минут до 1 часа 15 минут) спектакль по известному
сюжету, с хорошими отзывами.
4. Предварительная подготовка.
Обязательно привлеките ребенка к обсуждению своего выбора. Дайте ему
возможность участия в окончательном решении. Не секрет, что любой родитель
сможет грамотно подвести "свободный" выбор ребенка к тому, что выбрал
сам. И здесь "игры в демократию" важны, но именно игры. С одной
стороны ребенок проникнется важностью принятия решения, с другой вы сможете
проконтролировать процесс. Но помните, что годам к пяти подобные
"самостоятельно" принятые решения уже не получаться. Ваш ребенок к
этому возрасту уже не будет столь управляем и наивен.
Перед предложением выбора, вы
должны быть очень подготовлены, чтобы суметь рассказать ребенку, о чем
спектакль, что в нем будет и суметь ответить еще на десятки, порой очень
неожиданных, вопросов.
Когда выбор сделан, обязательно
позвоните в театр и закажите билеты, лучше всего вместе с ребенком. Процесс
заказа билетов по телефону придаст самому факту посещения театра важность в
глазах ребенка. Вообще надо бы, всё связанное с первым посещением, театра
сделать серьезно и торжественно. В дальнейшем, желательно, тоже. После того,
как выбор сделан, билеты заказаны, обязательно найдите время, чтобы прочитать с
ребенком произведение, по которому сделан спектакль. Обсудите с ним – все ли
понятно, кто прав, кто нет, кто хороший, кто плохой. Еще раз расскажите про
спектакль, про то, что там, в театре, будет много детей и взрослых.
Расскажите и обсудите правила
поведения в театре. В конце этой статьи есть правила поведения в театре.
5. Выбор одежды. Привлеките
ребенка к выбору одежды в театр. Создайте ощущение необычности и праздника.
Расскажите ему, как принято одеваться в театр. Кстати, для себя тоже выберите
не повседневный наряд. Некоторая демократичность костюмов, которая появилась в
последние десятилетия, к сожалению, привела к тому, что в театр приходят в
джинсах, повседневной, а то и в спортивной одежде. Не следуйте дурному вкусу,
не прививайте его своему ребенку!
6. Сборы. Заранее, за день до
посещения театра, подготовьте все, что возьмете с собой или на себе. Какой
праздник, если вы с утра "на бегу" будете хватать брюки, платья,
ботинки, сумочки и так далее. Четко определите, сколько времени вам надо на дорогу.
Накиньте 15-20 минут и выходите вовремя.
7. Цветы. Следует или нет дарить
актерам цветы при первом посещении театра – решайте сами. На мой взгляд, для
ребенка и так много нового и необычного и, скорее всего, ему будет трудно
подарить цветы самостоятельно. Если вы готовы вместе с ним подняться на сцену и
торжественно вручить букет, то можете купить цветы по дороге в театр. Только
решите где именно вы их купите заранее, а то дорога может затянуться.
8. Дорога. В дороге постарайтесь
всячески поддерживать у ребенка ощущение праздника. Здесь уместно поговорить о
времени на дорогу. Помните, что ребенок устает значительно быстрее вас. Пусть
эти соображения руководят вами уже при выборе театра. Хорошо для первого
посещения подобрать театр максимально приближенный к вашему дому. Чем меньше
времени на дорогу, тем больше сил на восприятие и оценку.
9. Первый вход. При входе в театр поздоровайтесь с билетером,
дайте возможность ребенку сделать то же самое. Узнайте заранее, за какое время
до начала спектакля открывается вход, ведь ожидание на улице или в кассовом
зале не входит в ваши планы. Не стоит планировать посещение театра таким
образом, чтобы до начала посетить какое-либо кафе, это можно сделать только
после спектакля. Поинтересуйтесь у администратора, где можно раздеться, где
приобрести программку спектакля, где находится буфет. Ведите себя достойно,
ребенок копирует вас, а не просто "берет с вас пример".
10. До начала спектакля.
Переоденьтесь и переобуйтесь вместе с ребенком. Для женщин принято
переобуваться в театре в любом случае (парадные туфли не совсем подходят для
путешествия по улицам), для мужчин переобувание обязательно только в случае
плохой погоды.
К сожалению реалии современных
театров таковы, что подчас фойе превращены в подобие торговых центров. Хорошо, если
лотков и игровых аппаратов не много и они не бросаются в глаза. В любом случае,
надо иметь в виду их наличие и заранее проговорить с ребенком – вы пришли в
театр, а не в магазин игрушек и если что-то "ну о-очень понравилось",
покупка будет после спектакля, а не перед ним.
Рассчитайте
время до начала спектакля. Можно зайти буфет, рассмотреть портреты актеров и
найти, кто и кого сегодня играет. Обязательно посетить туалет.
После первого, в крайнем случае,
второго звонка, не торопясь, пройти в зал и сесть на место. До третьего звонка
поговорите с ребенком об оформлении зала, сцены, занавесе, можно внимательно,
вслух и негромко прочитать программку. Если, по каким то причинам,
представление задерживается, можно вежливо вместе с ребенком похлопать.
11. Во время действия. Специфика
первого посещения такова, что как бы хорошо вы не знали своего ребенка, вы не
сможете полностью предсказать его реакцию. Он может испугаться, даже заплакать.
Кроме того, есть вероятность необходимости отлучиться во время действия. Берите
места для первого посещения рядом с проходом, чтобы при необходимости, ни кому
не мешая, выйти и иметь возможность вернуться. На всякий случай выясните –
принято ли в этом театре пропускать зрителей обратно в зал. И оговорите все эти
вопросы до начала спектакля с ребенком. С собой в зале надо иметь маленькую
бутылочку НЕГАЗИРОВАННОЙ воды. Что-то другое, включая соки или газированную
воду, не говоря уже о продуктах питания, с собой иметь попросту неприлично.
12. Антракт. Антракт, как
правило, длиться 15 минут. За это время надо успеть очень многое: обязательно
сводить ребенка в туалет, еще раз посмотреть фотографии актеров – пусть ребенок
сам найдет - кто в какой роли сегодня, обсудить с ребенком возникшие у него
вопросы, может быть, посетить буфет.
13. Окончание спектакля.
Аплодисменты, поклоны. Объясните ребенку, что если ему особенно понравился
кто-то из актеров, то на его поклонах можно крикнуть "Браво",
аплодировать надо до тех пор, пока актеры на сцене, если спектакль особенно
понравился зрителям, то аплодисменты могут продолжаться и после ухода актеров и
даже после включения света в зале. Выходить из зала допускается лишь по
окончании аплодисментов и уходу актеров со сцены.
14. Выход из театра. Помните –
сегодня праздник у вашего ребенка, а праздник не терпит спешки. Рассчитывайте,
что проведете в театре некоторое время после спектакля. Если не хотите стоять в
очереди в гардеробе, можете посетить буфет, посмотреть фотографии, еще раз
прочитать программку, подойти к лоткам с игрушками. Хорошо еще сесть в сторонке
и сразу поговорить с ребенком об увиденном спектакле.
15. Разговор по дороге домой. Не
надо требовать от ребенка конкретных суждений, постарайтесь просто выяснить его
эмоциональный настрой и поддержать ощущение праздника.
16. Обсуждение дома. Хорошо если кто-то из семьи оставался дома.
Пусть ребенок расскажет обо всем увиденном. Если ошибется или что-то
перепутает, не исправляйте его, подсказывайте только, если он сам обратится к
вам за помощью. Ведь то, что ребенок рассказывает и есть его истинное
восприятие увиденного и прочувствованного. Внимательно слушайте ребенка.
Делайте выводы.
17. Обсуждение через несколько
дней. Закрепление впечатления. Через 2-3 дня после первого посещения театра
постарайтесь, не оказывая давления, выяснить, что у ребенка осталось в памяти.
Один из способов – предложить разыграть спектакль, сцену из спектакля дома.
Можно просто поговорить,
обсудить. После этого наметить планы на следующее посещение театра.
Я готовила своих детей так:
Дорогие мои дети, я купила билеты
в театр.
1. Театр – это такой дом, скорее
даже дворец, где показывают и рассказывают сказки и разные истории.
2. Показывают эти истории люди. Называются эти люди актерами.
2. Показывают эти истории люди. Называются эти люди актерами.
3. А сами сказки и истории
называются спектаклями.
4. Спектакли актеры показывают
для детей и взрослых, которые называются зрителями.
5. Зрители ходят в театр, чтобы
смотреть спектакли.
6. Зрительный зал, это такое
большое помещение, где много-много специальных сидений – мест. У каждого
зрителя свое место. Оно заранее обозначено на билете. У нас места в таком – то
ряду. Это на таком-то расстоянии от сцены.
7. Сцена – то место, где актеры
играют спектакль. У сцены есть кулисы. Они перед началом спектакля закрыты.
Потом их открывают.
8. Во время спектакля может
звучать музыка, гаснуть свет, загораться разноцветные лампочки. Это все для
того, чтобы интереснее было смотреть. Как правило, свет гаснет перед самым
началом спектакля.
9. Актеры показывают спектакль
зрителям, а те после спектакля аплодируют (хлопают в ладошки) в благодарность
за представление.
10. Мы идем смотреть спектакль,
который называется…
А вот эти правила мы уже с
детками написали, после первого посещения театра:
В театре нельзя:
1. Шуметь и кричать,
бегать и, прыгать.
3. Вставать с места и
ходить по залу во время спектакля.
4. Стучать ногами по
спинке впередистоящего кресла.
5. Шуршать бумажками,
громко говорить.
8. Сидеть в
зрительном зале в пальто или шубе.
|
В театре можно и нужно:
1. Смотреть, слушать и
запоминать.
2. Громко хлопать в ладоши
и выражать свое восхищение игрой актеров.
3. Получать удовольствие
от спектакля.
4. В перерыве прогуляться
по фойе.
5. Разговаривать шепотом.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар